На сегодняшний день безработные, состоящие на учете в Центре занятости, имеют возможность самолично организовать себе рабочее место. То есть стать физическим лицом-предпринимателем. Для этого необходимо обратиться в отдел активной поддержки, там пройти предварительные тесты в Центре занятости на выявление способностей к предпринимательству и написать бизнес-план вашей будущей деятельности. Многих именно этот пункт и пугает. Так как непонятно с чего начинать.
Во-первых, вам необходимо выделить нишу будущей профессиональной деятельности. Это должна быть сфера, в которой вы либо знаток, либо уже имеете опыт работы, либо это ваше любимое хобби, которое перетечет в предпринимательскую деятельность. Не стоит брать тему абсолютно для вас новую, хотя, может быть, и очень привлекательную. После написания бизнес-плана вас ожидает его защита в Центре занятости. Легче защитить тему доступную для понимания и востребованную на нынешнем рынке товаров и услуг. Если вы решите построить летательный аппарат для изучения планеты Марс, то есть огромная вероятность, что данный бизнес-план вам не одобрят. Над вопросом выбора деятельности стоит хорошо подумать. Но если вы совершенно не знаете, с какой стороны подступиться к вопросу, наймите специалиста, который поможет вам и с направлением определиться, и сам бизнес-план составить: в конце концов, это недалеко ушло от запроса на авторское исполнение заказанной курсовой, т. к. главное здесь – вдумчивый анализ общедоступных фактов. И лучше выделить некоторые средства на грамотное составление документов, чем потом уйти из Центра занятости ни с чем. Но если вы твердо решили самостоятельно довести дело до конца, читаем дальше.
Требования к оформлению стандартные: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, выравниваем текст по ширине листа, абзацы с красной строки, обязательна нумерация страниц, начиная со второй, свободно используются выделения по тексту курсивом и жирным шрифтом.
Итак, бизнес-план состоит из следующих частей:
— титульный лист,
— резюме,
— описание бизнеса,
— маркетинг и сбыт товара,
— план производства,
— организационный план,
— финансовый план,
— оценка рисков,
— вывод.
Рассмотрим каждую часть более подробно.
Резюме. Даже учитывая то, что резюме находится в стартовом блоке бизнес-плана, оно пишется под финал. Так как сюда вносятся все данные по результатам вашей работы. В резюме освещаются:
— цель написания бизнес-плана;
— краткая информация о себе (ФИО, возраст, образование, опыт работы);
— краткое описание бизнеса;
— показатели по результатам финансового плана (инвестиционный капитал, доход, затраты, прибыль, рентабельность, срок окупаемости);
— адрес ведения бизнеса;
— ваши контактные телефоны.
Описание бизнеса
Эта глава посвящается именно вашей будущей деятельности. Вы подробно расписываете историю создания вашего товара или возникновения услуги, всю полезность и необходимость, назначение и область применения. Дайте волю вашим желаниям. Заразите своими мечтами читателя. Пусть поверят, что это самое нужное, важное, ценное в этом мире. Также сделайте акцент на основных качествах, преимуществах, конкурентоспособности, необходимости в оформлении лицензии, патента, сертификата качества и тому подобном. Подробно опишите где, как и сколько раз вы планируете реализовывать вашу идею, условия поставки, упаковки, эксплуатации, гарантии, сервиса, обслуживания.
Маркетинг и сбыт товара
Эта глава посвящается потребителям – их требованиям, пожеланиям; конкурентам – их возможностям и силе. Надо оценить системы и каналы сбыта, разработать стратегию продвижения на рынке, детерминировать ценовую политику. В изучении конкурентов цель – раскрыть их сильные и слабые стороны. Так как все минусы конкурентов должны стать вашими плюсами. Также тщательно продумываем рекламные ходы, которые привлекут покупателя/клиента и дадут вам перевес на рынке.
План производства
Раскрываете следующую информацию: позиционирование, наличествующие и требуемые помещения и площади для реализации проекта, наличие оборудования, механизмов, приборов, более мелких орудий труда (etc), технологии, качество, кадровое наполнение, транспорт, связь. Устанавливаете рабочий график. Помните о том, что рабочее время должно соответствовать требованиям государства по этому вопросу и не должно превышать 160 часов в месяц (текущий закон предполагает вариации в большую сторону, уточните данный момент). Продумайте, кто будет заниматься ведением бухгалтерского учета и перенаправлением его результатов в налоговую инспекцию и пенсионный фонд. Все пункты должны быть продуманными до мелочей, иначе вы рискуете получить неприятные сюрпризы, когда столкнетесь с этими вопросами в жизни.
Также в этом разделе размещается таблица под названием «Планируемый доход в 1 месяц». Если взять на примере торговли, то будут следующие столбцы: наименование товара, количество единиц, которое планируете продать в месяц, цена закупки и сумма реализации. Подсчитано «Итого».
Организационный план
В данной части вы описываете те действия, которые вы совершили в Центре занятости, начиная с даты, когда вы стали на учет, как вам помогли прийти к решению стать частным предпринимателем. И опишите ваши дальнейшие действия вслед за получением помощи от государства, например, "регистрация субъекта предпринимательской деятельности", "заключение договоров аренды торговой площади", "поставки, закупки, приобретение оборудования и материалов" и так далее. И, конечно же, указываете дату планируемого открытия магазина, офиса, сайта.
Финансовый план
Финансовый план собирается из двух таблиц: "Единоразовые расходы" и "Постоянные расходы". А так — из формул и высчитывания основных индексов и нормативов деятельности.
В единоразовые расходы относят: регистрацию предпринимательства, закупку оборудования (сырья, материалов), первичную рекламу (вывеска, сайт) и непредвиденные расходы. Данный вид расходов имеет смысл распределить на срок от 12 до 36 месяцев окупаемости. Срок выбираете путем расчетов.
Постоянные расходы формируются из суммы арендной платы, оплаты коммунальных услуг и электроэнергии, налогов и государственных обязательных взносов, зарплаты работникам и себе, упаковочных материалов и тому подобного. Конечно, закладываете также сумму непредвиденных расходов.
Исходя из данных таблиц, определяем основные финансовые показатели бизнес-плана.
Инвестиционный капитал = единоразовые расходы (полная сумма) + постоянные расходы
Расходы в 1 месяц = единоразовые расходы (сумма в 1 мес.) + постоянные расходы
Доход = сумма реализации в месяц – сумма закупки в месяц
Прибыль = доход – расходы в 1 месяц
Рентабельность = (прибыль / расходы в 1 месяц) * 100 (в процентах)
Срок окупаемости = инвестиционный капитал / прибыль (в месяцах)
Именно эти нормы/индексы заносим в резюме.
Оценка рисков
Продумайте, каким именно рискам будет подвержен ваш бизнес. И не преуменьшайте их. В основную категорию входят: человеческий фактор (больничный, отпуск и т. п.), потенциальные вариации в законодательной основе, конкуренция, брак/порча товара, кражи/пожар, изменения на рынке, форс-мажорные обстоятельства. На каждый вид риска вы пишете реальные действия, которые надо предпринять для того, дабы свести риск к минимуму.
Вывод
В выводе вы описываете свое моральное и финансовое удовлетворение от создания и ведения данного бизнеса.
Вот, собственно, и всё. В таком виде бизнес-план вполне удовлетворит Центр занятости, как инвестора.