Удивительно, но именно в Японии, жители которой славятся своей особой сдержанностью и почитанием традиций, живет, пожалуй, самая неформальная молодежь в мире. Только здесь посреди бела дня вы можете встретить девушек и молодых людей с устрашающим гримом и в совершенно безумных одеждах. Правда, обитают эти поклонники яркой индивидуальности только в одном районе Токио — Харадзюку. Именно сюда устремляются толпы туристов, жаждущих собственными глазами увидеть все разнообразие и буйство красок, характерное для стиля местных обитателей.
Харадзюку – это своеобразный модный центр японской столицы. Здесь расположены крупные торговые центры и бутики мировых брендов. И именно сюда стремиться вся прогрессивная и бунтующая молодежь страны восходящего солнца. Местные модники умудрились создать свой, совершенно особенный мир, в котором существуют свои правила и тенденции. Собираясь каждый день в окрестностях Харадзюку, юноши и девушки устраивают здесь этакое подобие дефиле, призванное показать все многообразие стилей и направлений, популярных у японской молодежи.
Сегодня стиль Харадзюку – этот множество различных образов. Если вы думаете, что эти молодые люди просто бездумно надевает на себя все, что попадется под руку, то вы ошибаетесь. Здесь есть свои тренды и свои безусловные авторитеты. Вот только некоторые из стилей, которые часто можно встретить в Харадзюку (кстати, некоторые из них пользуются популярностью не только в Японии):
— «Лолита» – это направление зародилось еще в 70-х годах. «Лолита» — это целая субкультура, невероятно популярная в Японии. Настоящий расцвет модное движение получило в 90-е годы, когда его стали использовать молодежные музыкальные группы, играющие в стиле visual kei. Субкультура имеет несколько направлений: «Готическая Лолита», «Сладкая Лолита», «Панк Лолита». Молодые люди, популяризирующие этот стиль, предпочитают одежду в кукольном стиле, обувь на высоких каблуках, замысловатые головные уборы и яркий макияж.
— «Косплей» — это стиль фанатов манга и аниме. Поклонники «косплея» в реальной жизни одеваются так же, как их любимые герои комиксов. «Косплей» — это полное копирование стиля аниме: чем ближе к первоисточнику образ, тем больше шансов быть замеченными в толпе.
— «Вамоно» — поклонники этого направление сочетают в одном комплекте элементы традиционного японского наряда с вещами, характерными для западной моды.
— «Каваий» — стиль, созданный на основе детского гардероба. Другими словами, поклонники «каваий» стараются создать милый и игривый образ.
Конечно, эти деления весьма условны, потому что молодежь Харадзюку предпочитает не стоять на месте, а постоянно создавать совершенно новые направления. Не случайно, этот район называют центром японской уличной моды. Местные креативщики умеют удивлять: безумные сочетания, яркие цвета и совершенно неожиданные образы для Харадзюку в порядке вещей.
У поклонников своеобразной японской моды есть даже свое подобие знаменитого «Vogue» — журнал «Fruits». Именно это издание сыграло большую роль в популяризации модных веяний Харадзюку не только в Японии, но и во многих странах мира. Все многообразие японской уличной моды часто объединяют в один термин – стиль «Fruits».
Вообще в Японии феномен Харадзюку изучается не только модными критиками, но и социологами. Последние пытаются выяснить, с чем связано такое стремление японской молодежи к самовыражению. По мнению специалистов, стиль Харадзюку – это своеобразный ответ бунтующих подростков структурированному и традиционному японскому обществу. Можно сказать, что Харадзюку – это не просто попытка удивить и выделиться из толпы одинаково одетых горожан, но и желание заявить о себе как о яркой индивидуальности с особым внутренним миром.
Среднестатистическому же японскому подростку нет никакого дела до длинных докладов скучных институтских клерков. В погоне за яркими новинками и необычными аксессуарами, они вряд ли задумываются над тем, что стоит за повальным увлечением обитателей Харадзюку.
Глядя на эту пеструю толпу, многим приходят в голову сравнение с театром абсурда. Однако Харадзюку – это все-таки не просто молодежный эпатаж, это, прежде всего, удивительное сочетание творческого подхода, духа свободы и ироничного отношения к себе и окружающим.