Как преодолеть нецелостность личности. Часть 1.

Дом и семья

Как преодолеть нецелостность личности. Часть 1.

Начать лучше с понятия непосредственно самой раздробленности. При первом взгляде все просто – если у человека наличествует сильное самоощущение нецелостности, то его личность условно «раздроблена». Однако все не так просто. Во-первых, это ощущение присутствует далеко не всечасно. Оно, собственно, является всего лишь отличительным признаком некой нецелостности, одним из частых вариантов, который порожден слишком высокими «моральными» установками эго (что, в свою очередь, порождает большое количество вытесненных в тень качеств), а это есть уже довольно острая стадия. А во-вторых, человек может попросту оказаться недостаточно щепетильным к своим внутренним ощущениям. Хотя, надо заметить, тут наш внутренний механизм все же работает верно, так как чувство нехватки чего-то – не известно чего – есть явный признак нецелостности как таковой, ведь не хватает нам именно бессознательных, иначе говоря, не видимых и не ощущаемых нами качеств. Извне такое состояние души может выглядеть по-разному (в особенности у мужчин и женщин в силу разнородной душевной организации): человек мечется между концессиями, религиями, убеждениями (и каждая кажется ему «вот той, что нужно»), повышенной раздражительностью или недовольством собой (но крайними, к сожалению, часто становятся окружающие). Часто можно наблюдать крайнюю противоречивость натуры, буквально доходящую до того, что днем одни убеждения, а вечером/ночью совсем другие, и, возможно, высокую степень невнимательности, особенно к себе.

Итак, что же с этим всем делать? Сразу хочу заметить, что делать должен сам человек, в том смысле, что если вы выделили в своем окружении подобного субъекта и возгорели желанием ему помочь, то лучшим способом будет все же не «в лоб» заявить ему о том, что у него «что-то не так», а создать такую обстановку, в которой он должен будет понять, что он что-то не так сделал. Это уже само по себе достаточно нелегко, а если учесть, что одним из первых поползновений такого человека будет сразу же позабыть об этом, то задача становиться вообще неординарной сложности. И все же мне хотелось бы описать дальше методы, при помощи которых хоть как-то можно решить эту, к сожалению, изрядно частую проблему.

Как преодолеть нецелостность личности. Часть 1.

Вначале лучше всего было бы попробовать самокритично посмотреть на себя и спросить – «А что во мне не так?», но подавляющее большинство людей уже это делали, и оное не привело к сколь-нибудь ощутимым результатам. Но все же, возможно иногда необходимо услышать мнение о себе окружающих, в особенности составляющих близкое окружение, которые могут вам рассказать чуть больше о вас самих, чем вы склонны считать. Главное, не воспринимать их мнение «в штыки», но и не уповать на его абсолютную истинность, т.к. они такие же люди, как и вы, и у них тоже свое «видение мира».

Последующим пунктом стоит поставить диалог, но необычный. Все мы время от времени беседуем мысленно сами с собой, ведем «внутренний диалог» (есть практики отказа от «внутреннего диалога», но о них чуть позже), в котором как бы сами с собой решаем энную задачу, либо (что чаще) спорим по поводу тех или иных наших действий (часто спор приобретает этический оттенок). Так вот первое, что можно посоветовать в общем-то любому человеку – серьезно относиться к такому спору. Не настолько, чтобы рассказывать друзьям о его предмете, но настолько, что если в таком диалоге есть некие тезисы, то не стоит их отметать из-за их происхождения, либо воспринимать их «логически» не прочувствовав эмоции заложенной в них. Такие «споры», кстати, часто происходят под вечер или же ночью, когда на поверхность сознания все больше выходит наше внутриличностное. Тогда же эти споры и наиболее продуктивны, т.к. чем больше степень «углубления» в бессознательное, тем больше о себе можно узнать. Впрочем, стоит предостеречься от чрезмерного увлечения таковым, ибо бессознательное, часто играющее ведущую роль в вечерне-ночных размышлениях, далеко не всегда настроено благожелательно к сознанию, как бы странно это не звучало. Так что существенна здравая доля самокритики, при, повторюсь, обязательном серьезном восприятии самого факта диалога.

Как преодолеть нецелостность личности. Часть 1.

Третьим пунктом можно поставить такую сложную вещь, как оценку своих собственных аффектных состояний. Вопрос в том, что когда человек злиться, расстраивается, либо еще как-либо выбит из равновесия, то он часто склонен проявлять не свойственные себе качества (к примеру, для логически мыслящих людей характерны сильные эмоции). По мнению психологии можно сказать, что в такие моменты верх над личностью берет Тень – наша негативная грань, обладающая всеми теми качествами, которые эго – наше «Я», считает совершенно неприемлемыми. Таким образом, по характеру проявлений Тени легко можно судить, что в сущности у нас вытесняется за грань нашего «Я». Тут хорошо бы осознать, что качества, проявляемые в таком неприглядном виде, совершенно не обязательно представляются такими же, как когда они являются приемлемыми для эго, и подобным образом включаются в личность, а затем более-менее осознаются. Например, скупость часто вырисовывается в осознанном виде как домовитость, а время от времени к месту выказываемая женским полом слабость побуждает мужчин к героическим поступкам. Также характерным заблуждением демонстрируется посыл — «Если человек выражает те или иные качества, когда злой, значит это его истинная природа». Это не так! По приведенным выше причинам, злость, как и любой иной аффект, всего лишь дает выход негативным теневым качествам, которые есть у каждого, и аттестует количество и силу этих самых качеств, но уж никак не саму личность этого человека. Тем более что при большом количестве и качестве таковых, человек, скорее всего, является довольно высоконравственным (ну, конечно, другое дело какие это порождает проблемы).

Как преодолеть нецелостность личности. Часть 1.

Четвертым пунктом допустимо выставить анализ снов и технику активного воображения. Последняя, определенно, будет полезна тем, кто в силу тех или иных обстоятельств мало спит либо плохо запоминает сны (впрочем, последнее часто уходит, если приложить хотя бы некий минимум усилий и стараться «не употреблять» на ночь). На этих техниках останавливаться особо я не буду, потому как тема сложная, а подходить к таким вещам без подготовки я не рекомендую. Единственно, хочется предостеречь читателя о доверии к массе сильно распространенных сейчас (как в книгах, так и в интернете) сонников сомнительно вида. Если вы хотите анализировать собственноличные сны и попытаться понять их, лучше бы стартовать с чтения книг выдающихся психологов. Я бы рекомендовал книги К.Г. Юнга и других авторов, придерживающихся направления юнгианства, как наиболее удачный подход, не страдающий скатываниями как к чрезмерно «низменному», так и стремлениями к чрезмерно «возвышенному». Стоит упомянуть, что таковым считаются работы К.Г. Юнга и последователей, но никак не странноватые эзотерические течения, имеющие претензию считать одной из своих практик юнгианский подход к аналитической психологии.

Как преодолеть нецелостность личности. Часть 1.

И, пожалуй, последним пунктом, который хотелось бы выделить особо, является вера. Именно вера, а не религия, поскольку люди склонны считать верующим человека, который ходит в церковь, что далеко не всегда соответствует действительности. Вера для человека во все времена представлялась одним из «столпов жизни», а непритворно верующий человек способен на многое. В этот вопрос я также не стану углубляться, поскольку не являюсь богословом, но пару моментов, все же хочется отметить. Первый уже наметился до этого – важно именно верить душей, а не просто приходить в церковь. Непоколебимо принять все это сердцем. Второй и гораздо более многотрудный момент в том, что если вы христианин, то должны следовать всем христианским обычаям, причем не просто следовать, а именно принимать их как они есть (будь то обычаи Великого Поста либо десять заповедей). Для вас они должны стать тем, чем вы живете и не более, и не менее. Только так можно привести свой внутренний мир в соответствие с внешним, а не метаться «с серединки на половинку». Впрочем, повторюсь, я не богослов и это всего лишь мое видение ситуации исключительно с точки зрения аналитической психологии.

Как преодолеть нецелостность личности. Часть 1.

Продолжение смотрите в статье «Как преодолеть нецелостность личности. Часть 2.»

————

Какие чувства вы чаще испытываете к людям? Может быть, это неприязнь или наоборот симпатия, безразличие или … Многие виды межличностных отношений рассказывают о взаимоотношении одного человека с другим или целой группой. Давайте вместе разберемся в этом вопросе.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий