Каждый год тысячи верующих съезжаются в Иерусалим накануне православной Пасхи, чтобы стать свидетелями удивительного явления – схождения Благодатного огня. Верующие называют это событие не иначе как чудом и ждут его с нетерпением и трепетом.
Схождение Благодатного огня происходит в Великую субботу в Храме Гроба Господнего. Для православных это событие символизирует воскресение Господне, ведь именно огонь и исходящий от него свет, согласно Библии, олицетворяет это чудо. Первые упоминания о том, что в преддверии Пасхи над Гробом Господнем происходит подобное явление, относится к 9 веку.
Схождению огня предшествует служба, которую проводят священнослужители православных епархий. Они молятся о том, чтобы огонь снизошел и озарил собравшихся своим светом. Накануне храм заполняется паломниками, которые съезжаются в Иерусалим со всего света в надежде собственными глазами увидеть чудо. В храме собираются не только православные, но и представители других конфессий, заинтересованные происходящим. Сам храм вмещает около 10 тысяч человек, но желающих увидеть схождение огня всегда в разы больше, поэтому люди заполняют и прилегающую площадь и улицы. За происходящим следит израильская полиция, которая старается не допускать давки и возможных беспорядков.
Церемония начинается с крестного хода – представители духовенства, облаченные в белые одежды, три раза обходят Кувуклию – часовню, которая заключает в себе Гроб Господень. Затем Иерусалимский патриарх и армянский архимандрит входят внутрь Кувуклии, чтобы помолиться о схождении огня. Перед этим они разоблачаются, снимая верхние одежды, чтобы всем собравшимся было очевидно, что под ними нет источников огня. Священнослужители входят в Кувуклию только с пучками незажженных свечей, которые впоследствии возгорятся от Благодатного огня и будут переданы прихожанам.
Тем временем за пределами Кувуклии верующие находятся в благоговейном ожидании, которое нарушается шумной толпой православной арабской молодежи. По давно сложившейся традиции, они, приплясывая и садясь друг другу на плечи, громко скандируют религиозные речевки. Некоторым паломникам может показаться, что такое поведение в храме не совсем уместно. Однако без этой своеобразной процессии огонь не сходит. Во времена британского мандата в Иерусалиме губернатор попробовал запретить арабской молодежи находиться в храме, чтобы не мешать церемонии. Патриарх безрезультатно молился о схождении больше двух часов, пока не приказал нарушить наложенный запрет и впустить шумную делегацию в храм. Только после этого чудо свершилось.
Через некоторое время храм озаряется светом – это означает, что Благодатный огонь получен. Патриарх и архимандрит вручают горящие свечи помощникам через окошки, от которых огонь начинают передавать всем собравшимся.
Скороходы обегают храм, чтобы огонь распространился по всему помещению.
В руках верующие держат связки из 33 свечей (по числу прожитых Иисусом лет на земле). Зажигая их, паломники стараются омыться святым огнем, ведь, как отмечают очевидцы, в первое время он совершенно не обжигает.
Что характерно, у многих присутствующих на церемонии свечи самовозгораются, а по храму во время схождения Благодатного огня люди видят своеобразные сполохи, похожие на молнии.
После церемонии Благодатный огонь специальными рейсами доставляют во многие страны, в том числе и в Россию, где от него зажигают в церквях тысячи свечей, и каждый верующий может лично почувствовать его тепло и свет.
О природе происхождения Благодатного огня существует множество споров. Паломники, присутствующие на церемонии, и миллионы верующих по всему миру уверены, что он появляется сверхъестественным образом, символизируя высшую силу. Скептики убеждены, что никакого чуда в появлении огня нет и на самом деле все это не более чем религиозный фокус. Как бы то ни было, каждый год накануне Пасхи православный мир замирает в трепетном ожидании, ведь, согласно поверью, если огонь не сойдет, человечество будет ожидать конец света. Благодатный огонь – это не просто религиозный символ, это надежда и моральная опора для миллионов людей на нашей планете.