Еще недавно уличные рисунки никто не воспринимал как искусство. Любителей оставлять свои автографы на стенах городских построек и в метрополитенах причисляли к хулиганствующей молодежи. Однако последнее десятилетие изменило отношение общества к уличным художникам. По крайней мере, у талантливой её части сегодня есть реальный шанс прославиться и даже разбогатеть. Как произошел этот переворот в сознании и что вообще стоит за загадочным сочетанием «стрит-арт», мы попробуем разобраться в этой статье.
Конечно, рисовать на стенах люди стали не вчера. Однако мы не будем сейчас углубляться в дебри истории. Все-таки наскальная живопись и современный стрит-арт – это несколько разные понятия. То, что мы сегодня называет уличным искусством (а именно так переводится словосочетание «street art» с английского языка), зародилось в Нью-Йорке в 70-х годах XX века. Julio 204 и Taki 183 – вот два первых имени стрит-арта, которые стали известны публике. Поначалу стрит-арт не отличался особой художественностью. Райтеры старались оставлять следы своего присутствия в городе при помощи надписей с собственными именами (так называемый, тег), за что подвергались жесткой критики и полицейскому преследованию.
Однако постепенно стрит-арт стал приобретать собственный подчерк. Благодаря французскому райтеру Blek le Rat, уличное искусство начинает использовать трафарет. Теперь художникам не требуется много времени для создания рисунков, а это значит, что уходить от полиции стало проще. Трафарет и баллончик с красками становятся главными инструментами уличный райтеров.
Постепенно к движению стрит-арта подключаются и профессиональные художники. Жан-Мишель Баския и Ли Киньонес привносят в уличное искусство недостающий эстетизм.
В стрит-арте появляются различные ответвления и направления. В это же время уличное рисунки становятся неотъемлемой частью хип-хоп культуры. Вообще стрит-атр очень тесно связан с музыкой: многие граффити посвящены музыкантам.
К 80-м годам стрит-арт становится настолько популярным, что райтеры даже начинают принимать участие в художественных выставках. Однако за признанием творческой элиты не следует признания властей. Стрит-арт продолжает преследоваться: искусство улиц не всегда встречает одобрение у простых жителей городов. Однако даже обвинения в вандализме не останавливают райтеров.
В 90-х искусство продолжает развиваться, являя миру интересные и по-настоящему художественные произведения. Появляются новые имена и стили.
Художники начинают использовать новые способы нанесения изображения, такие как стикеры и постеры. Некоторым райтерам удается найти легальные места для работы, и они уже на законных основаниях несут в города свое искусство. Кто-то же так и продолжает свои эксперименты без всякого на то разрешения.
Начало нового тысячелетия ознаменовалось появлением новой звезды стрит-арта –райтера Бэнкси. Его острые и злободневные трафаретные изображения настолько популярны и востребованы, что уже жители улиц просят представителей власти не стирать знаменитые работы художника. Когда в Бристоле была зарисована одна из зарисовок Бэнкси, жители посчитали это актом вандализма.
Что интересно, настоящего имени художника никто не знает. Он скрывается от полиции и, несмотря на свою оглушительную популярность, до сих пор сохраняет полную анонимность и работает нелегально.
Работу Бэнкси продаются на аукционах по рекордно высоким ценам, а его персональные выставки традиционно собирают огромное число желающих увидеть своими глазами работы мастера. Каждый стрит-арт от Бэнкси – это не просто изображение, это, в первую очередь, сатирические высказывания на политические и социальные темы.
Одной из самых известных его работ стало граффити, нанесенное на разделительное укрепление между Палестиной и Израилем. Бэнкси даже снял фильм о стрит-арте, который получил премию «Оскар».
В нашей стране стрит-арт начал развиваться сразу после перестройки. Первоначально отечественные райтеры не могли похвастаться особой оригинальностью и мастерством: большинство их работ представляли собой неумелое копирование зарубежных наработок. Однако постепенно стали появляться действительно интересные граффити, чьи авторы зачастую так и остаются неизвестны.
Как и любое другое искусство, стрит-арт имеет своих кумиров и тех, кто хочет ими стать, оно развивается и ищет новые источники вдохновения. Кто знает, вполне может статься, что одного из райтеров, которые сегодня разрисовывают забор в вашем городе, в будущем ждет настоящая слава и признание.