Как выполнить анализ стихотворения

Как сделать

Поэзия — это компактный язык, которые выражает сложные чувства. Если вы только начинаете погружаться в мир поэзии, неоднозначность и сложность понимания некоторых стихотворений могут оказать на вас подавляющий эффект. Однако если вы изучите поэтические элементы и приемы, которые используются при создании стихотворения, вам будет легче понимать и анализировать поэзию. 

Как выполнить анализ стихотворения

Как начать:

  1. Прочтите стихотворение хотя бы несколько раз. Попробуйте читать вслух.
  2. Записывайте наблюдения, вопросы и чувства, которые у вас возникают по мере чтения. 
  3. Используйте эти заметки в качестве отправного пункта в процессе анализа. Спросите себя, какие элементы стихотворения вызвали каждую вашу реакцию и как именно поэт создал этот эффект.
  4. Помните, что всякий поэтический прием поэт использует для достижения конкретного эффекта. Выделение в стихотворении формальных поэтических компонентов расширит ваше понимание общей темы, тона и общей цели стихотворения. Иными словами, чтобы понять содержание, обратите внимание на форму стихотворения. 

Ниже представлены некоторые поэтические элементы, на которых можно сконцентрироваться в процессе анализа. Многие из этих разделений условны, так как на практике поэтические элементы пересекаются друг с другом.

1) Контекст (исторический и авторский)

  • Когда было написано стихотворение? Каковы были исторические, политические, философские и социальные проблемы в то время? Влияют ли эти особенности на ваше восприятие тем стихотворения? Соответствует ли это стихотворение литературным традициям эпохи? 
  • Кто написал стихотворение? Были ли у автора какие-то специфические точки зрения (политические и религиозные взгляды, области профессиональных интересов, музыкальный талант, семейные и личные трудности и т.д.)? Входит ли стихотворение в какой-то тематический цикл произведений?

2) Содержание

  1. Рассказчик. Ведется ли повествование от лица поэта или персонажа (лирического героя)? Если персонажу дано имя, то есть ли у этого имени какое-то символическое значение? Как рассказчик участвует в стихотворении? Владеет ли всей информацией о ситуации или является случайным наблюдателем? Это рассказчик мужского или женского пола, или же используется «универсальный» голос? Говорит ли о себе в первом лице? Существуют ли в какой-то идентифицируемой временной эпохе? Как знание исторического контекста стихотворения влияет на ваше понимание позиции рассказчика?
  2. Тон (сатирический, серьезный, насмешливо-серьезный, игривый, угрюмый, наглый, дразняще-шутливый и т.д). Как меняется тон стихотворения в процессе создания образов? Как язык стихотворения влияет на ваше понимание тона? Совпадает ли тон начала и конца стихотворения?
  3. Напряжение. Каков конфликт или точка напряжения в стихотворении? Присутствует ли здесь внешний или внутренний конфликт? Физический, духовный, нравственный, философский, социальный и т.д.? Как используются поэтические элементы для создания напряжения в этом конфликте? Разрешился ли конфликт?
  4. Название стихотворения. Очевидно или предполагает многозначие? Использует ли какие-то противопоставления? 

3) Форма

Каким образом форма стихотворения соотносится с его темой и основной идеей?

  1. Структура. Следует ли стихотворение формальной поэтический структуре (сонет, ода, хайку и т.д.)? Если да, то каковы характерные особенности этой формы? Как стихотворение отклоняется от этой формы? 
  2. Стансы и строки. Постоянна ли длина стансов и строк?  Следуют ли они определенному шаблону? Есть ли какие-то стансы, строки и слова, которые от него отклоняются? 
  3. Схема рифмовки (рифмический рисунок). Следует ли стихотворение схеме, которая соответствует определенной поэтической форме (например, abab cdcd efef gg для сонета, aabba для лимерика)? Какая рифма используется (внутренняя или концевая, неточная или точная, и т.д.)? Используются последовательно или вразброс? Где происходит смена рифмы и почему? Каковы общая цель и эффект схемы рифмовки?

4) Образы

Как выполнить анализ стихотворения

Как образы влияют на тему, тон и цель стихотворения?

  1. Визуальные и чувственные образы. Используются ли буквальные или метафорические, абстрактные или конкретные образы? Какие чувственные ощущения создаются? Повторяются ли некоторые образы?
  2. Метафоры. Использует ли поэт метафоры, чтобы показать визуальные образы или абстрактные идеи? Используется ли развернутая метафора? Каково влияние метафор на тон и тему стихотворения?
  3. Символизм. Являются ли некоторые объекты или действия в созданных образах символами какой-либо абстрактной идеи? Повторяются ли эти символы? Помогают ли они создать аллегорию?

5) Язык

Как выполнить анализ стихотворения

Как язык и ритм участвуют в передачи смысла, цели или эмоциональной силы?

  1. Выбор слов. Как бы вы охарактеризовали выбор слов в стихотворении? Это формальная или разговорная речь? Использует ли поэт какой-то диалект для рассказчика (лирического героя)?
  2. Значение слов. Каковы коннотации и денотации отдельных слов? Повторяются ли некоторые слова? Являются ли они абстрактными или конкретными, буквальными или метафорическими?
  3. Ритм.
    • Присутствует ли в стихотворении какой-то доминирующий ритм? Какой? Танцующий, игривый, скользящий, марширующий? Разговорный или в форме монолога, будто отрывок из дневника или исповеди? Ритм ускоряется или замедляется?
    • Соотносится ли ритм с основной темой стихотворения? Или кажется с ней не связанным?
    • Можно ли выделить в стихотворении опознаваемый метрический размер (ямб, хорей, спондей и т.д.)? Сколько слогов в каждой строке? Какие слоги ударные и безударные? Как аллитерация, ассонанс или консонанс повышают ритмичность и музыкальность стихотворения?

6) Синтаксис

Как синтаксические решения, используемые поэтом, меняют или развивают идеи  стихотворения?

  1. Анжамбеман (текучая строка). Как именно разрываются строки? До грамматического или логического завершения мысли? Или разрыв концевой, после завершения предложения или других грамматических пауз? Каким образом анжамбеман создает  двойственность смысла в строках?
  2. Глаголы. Используются ли активные или пассивные глаголы? Какое грамматическое время использует поэт? Как единство (или разнообразие) грамматического времени влияет на ход времени в стихотворении?
  3. Структура предложения. Использует ли поэт полные предложения, фрагменты или сочетания тех и других? Есть ли в их использовании какие-то закономерности? Как используемые структуры предложений влияют на ваше понимание смысла стихотворения? Порядок слов в рамках предложения естественный или грамматически неправильный?
  4. Пунктуация. Как пунктуация используется или не используется? Это соответствует грамматическим канонам? Какое влияние оказывает пунктуация на то, как стихотворение читается? Как влияет на скорость? Где находятся паузы? 

Поиск и анализ дополнительных материалов

  • Включил ли редактор книги какие-то примечания или сноски к стихотворению, какие-то релевантные пояснения в предисловие к книги?
  • Существуют ли какие-то заметки и комментарии к стихотворению в биографии, письмах и эссе поэта, критических эссе о поэте, антологиях?
  • Существует ли аудио- или видеозапись поэта, читающего это стихотворение? 

Завершение работы

  • В текст анализа включите подходящие примеры-цитаты из стихотворения.
  • Вдумчиво сформулируйте выводы, связав основные литературные особенности стихотворения с его главной темой.
  • Опишите свой процесс взаимодействия со стихотворением. Вызвало ли стихотворение в вас какую-то эмоциональную реакцию? Развлекло, вызвало отвращение, ужас, побуждение согласиться с позицией автора? Какие слова или фразы вам запомнились? Каким образом поэт произвел на вас впечатление? И самое главное, почему?

Текст подготовлен по раздаточным материалам для студентов американских университетов.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий