Как играть на блок-флейте

Спорт

Принцип игры на флейте

Возьмите стеклянную бутылку с пивом. Или с водой, на худой конец. Ударьте по ней палочкой или ложкой. Запомните звук. А теперь отхлебните глоток побольше и еще раз ударьте. Слышите разницу? Когда Вы допьете бутылку до конца, звук будет самым низким. Не буду вдаваться в волновую физику. Достаточно понять, что высота звука зависит от резонирующего объема воздуха. Теперь берем флейту. Сначала дуем в нее, не закрывая ни одного отверстия. Запоминаем высоту звука. А теперь закрываем первое отверстие. Не открывая предыдущие, закрываем второе, третье, четвертое… Не забудьте про отверстие на нижней стороне (если у Вашей флейты оно есть). Таким образом, Вы увеличиваете столб воздуха от свисткового отверстия и меняете высоту звука.

Строй и настройка блок-флейт

Извлечение звука на блок-флейте по сравнению с косыми (поперечными) флейтами, предельно просто.
Блок-флейты бывают разные. Чаще всего встречаются 'сопрано'.
Самый нижний звук — 'до' первой октавы. 'До' малой октавы — блок-флейта 'тенор', 'фа' первой октавы — 'сопранино', малой — 'альт'.
Блок-флейта обычно состоит из двух-трех разборных частей. Раздвигая часть со свистком и гриф с дырочками, Вы понижаете общий строй флейты на доли тона, настраиваете ее чуть ниже. Это нужно для игры с каким-нибудь другим инструментом. Ведь проще подстроить флейту, чем гитару, или, не дай бог, пианино.

Подстраивают флейту по ноте си. Обычно флейта строит чуть выше нужного. Чтоб подогнать ноту, сверяете ноту си пианино и ноту си флейты, пор чуть-чуть раздвигая части грифа.

Блок-флейта. Постановка рук на блок-флейте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


Возьмите блок-флейту в руки как показано на рисунке. Левая рука должна находиться ближе к свистку. Закройте одно отверстие сверху грифа и отверстие на нижней стороне (!). Наберите воздуха и дуньте в свисток, произнося слог 'ту'. Это нота 'си'. Добейтесь, чтоб звук получался ровный.

Теперь закройте еще одно отверстие. Это 'ля'. И так до конца, пока отверстия не закончатся. Если закрывать отверстия не подряд, то Вы получите звуки промежуточных тонов. То же самое касается второй октавы, где звук получается за счет обертонов (черт раздери волновую физику). Тем, кто не собирается быть супер-профи музыкантом, достаточно разобрать только то, как берутся звуки самых распространенных тональностей. Нужные звуки я отметила цветом в таблице аппликатуры . В первую очередь следует изучить ноты, отмеченные красным цветом. Если Вам интересно, какая именно это нота, считайте красные ноты для soprano от первой ноты, исключая ноты с закорючками, до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до и т.д., для sopranino и alto — от первой ноты фа-соль-ля -(си-бемоль)-до-ре и т.д. Синим цветом отмечены ноты, которые Вам пригодятся реже. Ноты, которые я не отметила, Вам почти не придется использовать, или же их извлечение достаточно сложно.
Закрашенные кружочки на рисунке аппликатуры означают закрытую дырку. Дырка с нижней стороны грифа может быть открыта, закрыта или открыта на половину или четверть. Успехов!..

Бывают разные аппликатурные системы для разных флейт. Для того, чтоб разобраться, что к чему, зайдите в раздел Аппликатуры.

Внимание! Звукоизвлечение!

Ну вот, с тем, как переставлять пальчики вы разобрались. Но это половина дела. Второй ключевой момент — это звукоизвлечение. Чтоб правильно издать звук, напрягите мышцы вокруг рта (так называемый амбюшюр) в легкой полуулыбке и скажите шепотом в свисток дудки заветный звук 'тууууууу'. Протяните звук на сколько сможете. Рекомендую вам начать это упражнение с ноты си первой октавы и по одной ноте опускаться ниже и ниже. Чем ниже нота, тем слабее вы дуете, тем мягче акцент на букве 'Т'.

Теперь повторите это упражнение, двигаясь от ноты си вверх — на сторую октаву, также по одной ноте. Здесь будет происходить наоборот — чем выше нота, тем акцент на звуке 'Т' будет сильнее. Активно работайте языком и держите щеки и губы в тонусе.

Если упражнение выполнено правильно, вы сначала будете чувствовать утомление мышц в щеках, губах, языке. Ну ничего, зато звук станет ярче.

А дальше?

Вы можете подбирать различные мелодии на слух. Рекомендации тут бесполезны. Только Ваше упорство и время. Можно довольно легко научиться искусству импровизации. Поставьте на магнитофон любую музыкальную запись. Желательно попроще. И постарайтесь подобрать одну-две ноты на флейте, которые туда вписываются, подходят, звучат гармонично. Сочините простейшую мелодию из них. Дальше — из трех, четырех, пяти нот. Знайте, что на магнитофонной записи мелодия может быть в какой-нибудь заковыристой тональности, и, если совсем ничего не выходит, смените запись. С приобретением опыта гармонии начнут звучать у Вас в голове и совсем без записи. Вы сможете играть самостоятельно или импровизировать в сопровождении любого 'гармонического' инструмента — гитары, пианино, мандолины и т.д. Импровизируйте ритмически, используйте разные штрихи, динамические оттенки, украшения.

Прибамбасы

А теперь о штрихах и прочих примочках. С динамическими оттенками проще. Громче-тише. Штрихи: стаккато — отрывистые звуки 'ту-ту-ту…' или двойное стаккато 'та-ка-та-ка…'; легато — подачу воздуха не прерываете и слог 'ту' произносите только на первой ноте мелодии или ее части. Интересно и полезно использовать вибрато. Нужно не только дуть, но и вибрировать диафрагмой. Это получится, только если Вы правильно дышите, особенно это касается девушек. И еще. Изменяя силу подачи воздуха, можно красиво менять тон звука. Игра на флейтах немыслима без украшений. Это форшлаги , морденты , трели , группето . Со всеми прибамбасами проще ознакомиться, скачав небольшой файл по ссылкам.

А в качестве примера можно послушать китайско-бурятские мотивы в моем исполнении.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий