Начало и другие советы ищите в первой части статьи «Как научить ребенка хорошо себя вести в общественном месте. Часть 1.»
Проведите исследования:
В некоторых местах и во время ряда событий проявление неуместного поведения у детей гораздо вероятнее, чем в и во время других. Наряды участников во время некоторых религиозных церемоний могут заставить детей указывать пальцем, во весь голос комментировать их и смеяться. То же самое касается свадеб, на которых ребенка может поразить чересчур пышное платье невесты, мягкая игрушка в ее руках или кукла на автомобиле молодых.
С другой стороны сегодня все чаще открываются общественные заведения (начиная с магазинов и ресторанов и заканчивая домами отдыха), где детям предоставляются особые отдельные сервисы, есть огороженные площадки для игр или закрытые кабинеты для семей. И пока родители или один родитель отдыхают, детей можно оставить на попечение обслуживающего персонала или второго родителя.
Осторожнее с перекусами:
Вкусняшки – надежный способ успокоить взбудораженного и неслушающегося ребенка, но продумайте всю идею, если принесете закуски в публичное место. Никакой громкой еды – от шуршащих упаковок до хрустящих крекеров или чипсов, вафель или сосалок, которые стучат о зубы, перекатываясь у ребенка во рту, или заставляют детей причмокивать, как чупа-чупсы, или ирисок, просто приводящих к чавканью. То же самое касается и потенциально грязной еды, с которой капает, которая тает, стекает, может брызнуть начинкой и т. д. Даже сок в пакете – штука опасная, т. к. стоит ребенку нечаянно сжать пакет, как, например, пара рядов впереди сидящих людей в парадной одежде и мехах окажется с ног о головы в липком соке или молоке. Ну и, конечно, не стоит полагаться на закуски всегда, просто потому, что ваш ребенок может стать зависимым от них, перестать вас слушаться без сладкого поощрения и начать заедать чем-то вкусным скуку постоянно.
Используйте другие отвлекающие вещи:
Книги, пазлы, маленькие тихие игрушки (не пластиковые солдатики и машинки или куклы, которыми ваш ребенок станет стучать и наверняка озвучивать их, а небольшие мягкие игрушки) – для каждого события подойдет свой отвлекающий элемент. Дать ребенку шанс контролировать свое поведение при минимальном взаимодействии с родителем – вот ваша главная цель.
Возьмите перерыв и выйдите вестибюль:
Если ребенка не удается успокоить за 3 минуты, и он продолжает кричать, вертеться, смеяться в неуместные моменты или бегать по проходу, сами без напоминаний со стороны окружающих берите его или ее в охапку и несите или ведите в коридор. Иногда этого уже бывает достаточно, чтобы ребенок понял, что явно делал что-то не так. Объясните ей или ему, что вы бы очень хотели вернуться обратно и досмотреть шоу, но если он или она не станут сидеть смирно и тихо, вы никак не сможете этого сделать. При этом будьте внимательны к ребенку: возможно, он и так уже долго сдерживался и действительно перешел за все границы своего терпения или ему просто очень некомфортно, или очень хочется есть или в туалет. Помните, что детям тоже может быть невмоготу, так что заставлять их продолжать тихо сидеть на одном месте просто жестоко. При этом большинство детей возраста за 4 года довольно точно сразу говорят, смогут они досидеть представление или нет.
Успокойте ребенка:
Если даже в коридоре ребенок не перестал капризничать, заставьте ее или его спокойно досчитать до десяти: нередко дети просто не понимают, что им конкретно не нравится, и не могут определиться с ситуацией и выразить свои эмоции, от чего и начинают баловаться и привередничать. Используйте методику «когда-тогда» (т. е. причина-следствие и событие-последствие): «Когда ты успокоишься, мы сможем поговорить о том, почему тебе тут так не нравится, и обязательно найдем решение» или «Когда ты начинаешь кричать, нам приходится заканчивать просмотр/игру/обед/прогулку и ехать домой».
Не воспринимайте симптомы плохого самочувствия, как нечто не слишком значимое:
Если кашель у ребенка длится более 10-ти секунд, это еще одна причина выйти в коридор и спросить, как он себя чувствует. Если ребенок жалуется на тошноту и головную боль, не говорите ему, удерживая за руку, что «вот сейчас, еще всего 15 минуточек/полчаса, дядя закончит консультацию/закончится номер с тиграми, и мы поедем домой». Во-первых, эти 15 минут могут показаться ребенку адом, во-вторых, даже самый тихий и послушный ребенок, видя, что вы не обращаете внимания на его серьезные проблемы, может выразить свое отношение к этому громко и четко. И будет в своем праве.
Знайте, когда надо уйти:
Ребенок сам признает, что больше не в состоянии высидеть на мероприятии. Либо легкие симптомы заболевания прогрессируют. Или вы сами видите, что малыш вымотан/никак не готов успокоиться. Просто уезжайте домой: вас поймут, даже если вы находитесь на свадьбе или похоронах. Изначально не ставьте себя в ситуацию, когда вам раз за разом приходится выходить в коридор, чтобы успокоить чадо, только затем, чтобы через несколько минут в зале ребенок снова будоражил окружающих.
Будьте терпеливы:
То, что ребенок не может высидеть конкретное событие сейчас – не его вина. И не ваша, скорее всего. И это не значит, что он не сможет и в будущем, когда станет старше. Для новых открытий в жизни вашего чада всегда будет следующий год.