Как стимулировать раннее развитие ребенка

Дети

В наше время очень популярен термин «раннее развитие» ребенка. Для детей создаются одноименные школы, пишутся пособия, выпускаются развивающие игрушки. Мы все уже знаем о том, как это важно: ведь в первый год жизни ребенка закладывается основа для развития его способностей. Кроме этого раннее развитие стало особо часто практиковаться в связи с возросшей нагрузкой в школе, которую недостаточно развитые дети просто не способны выдержать. Информационный бум тяжелой ношей лег на плечи даже высокообразованных взрослых. Мир меняется так бурно, что иногда даже страшно становится от мысли о том, как в нем будут жить наши дети. Для того, чтобы помочь ребенку сориентироваться в «бурном море людей, событий» очень важно развить в нем творческий потенциал, который в дальнейшем позволит ему свободно мыслить и быть самостоятельным.

Развитие творческих способностей зависит от возраста, с которого начинается пробуждение его мышления (чем раньше это произойдет, тем лучше), от общения с родителями, от общей атмосферы в семье.

Обстановка детской комнаты должна настраивать на положительные эмоции. Не должно быть кричащих цветов в окраске стен, потолков, освещение должно быть мягким, естественным. Очень важны игрушки. Игрушка должна быть интересна ребенку, и если Вы заметили, что, увидев ее, он начинает плакать, лучше отложите ее до другого раза. Хорошее развивающее воздействие оказывает яркая гирлянда из погремушек, подвешенная над детской кроваткой на расстоянии вытянутой руки, которая будит внимание ребенка, приучает его мозг к разнообразию цветов и форм. Понемногу ребенок учится сопоставлять и сравнивать – приобретает умения, которые ему потом в жизни очень пригодятся. Напротив, если ребенок ничего не видит кроме белого потолка у себя над головой, то это будет не развитие, а деградация. Этот пример хорошо иллюстрирует известная нам всем ситуация, когда дети, попав в больницу и видя вокруг себя только белые стены и невзрачных людей в белых халатах, «разучиваются», начинают отставать в развитии, становятся замкнутыми и подавленными.

Вообще, в первые месяцы жизни ребенка, важно, чтобы количество каналов, через которые в его мозг поступает информация, было как можно большим. Огромное значение имеет развитие тактильной чувствительности – давно замечено, что дети, которых часто купали в детстве, становятся гораздо более развитыми. Очень полезны для ребенка занятия плаванием. Грудные дети не боятся воды и начинают плавать инстинктивно, — «по-собачьи». При этом мама может просто находиться рядом, иногда слегка поддерживая малыша. По проведенным исследованиям раннее начало таких занятий приводит как к быстрому наращиванию мышечной ткани, так и к увеличению объема мозга; такие дети начинают раньше гулить и ходить, у них вырабатывается хороший стойкий иммунитет, а в дальнейшем они проявляют гораздо больше способностей, чем обычные дети. Конечно, заниматься плаванием, как и любым другим занятием, нужно регулярно, ну и совершенно очевидно, что плавание в бассейне с хлорированной водой не только не принесет ощутимой пользы, но и может быть просто опасным для малыша. После купания очень полезно делать ребенку массаж (можно с применением специального масла с натуральными компонентами). Однако тут главное не переусердствовать: все Ваши движения обязательно должны быть легкими, поглаживающими.

Так как мышечная активность на начальном периоде жизни приносит в мозг ребенка очень много информации, педиатры не рекомендуют туго пеленать младенцев: дети, лишенные свободы движения, в дальнейшем, как правило, становятся очень неуверенными в себе. Идеальнее всего, когда ребенок лежит в конверте, в котором его ножки и ручки могут свободно двигаться. Очень полезно заниматься с малышами специальной гимнастикой.

Важно всегда быть доброжелательно настроенным по отношению к ребенку, никогда на него не кричать, не срывать на нем злость. Мозг ребенка может быть утомлен огромным количеством информации, которую ему предстоит переработать. Поэтому если Ваш ребенок нарочно, как Вам кажется, выбрасывает из коляски игрушки, капризничает, не браните его, подумайте, с чем это может быть связано. Может, он устал, хочет спать или голоден. В любом случае, нервное напряжение ребенка криком снять не удастся. Вы просто вгоните его в стрессовое состояние, чем нанесете урон как его здоровью, так и психике. Ребенок начнет «тупить»: перестанет идти на контакт. Кроме того, нервные дети отстают в развитии от здоровых детей. Хотя иногда бывает, что в ребенке-невротике, вдруг просыпаются необычные способности (например, к рисованию), но и тогда, пребывая в личностном разладе с самим собой, не зная как себя выразить, он хватается за это творчество как за спасательный круг, в ущерб всем остальным занятиям. Черпая силы из личной неудовлетворенности, ребенок способен забыть обо всем на свете. И именно потому, что такая деятельность происходит не от большого плюса, а от большого минуса, такой «взлет», как правило, бывает недолгим и оказывает разрушительное воздействие на все существо ребенка.

Если ребенок с рождения беспокойный, можно попробовать уложить его в люльку. Люлька, в отличие от имеющихся в продаже качающихся кроваток-колыбелек, может качаться не только из стороны в сторону, но и вперед-назад. А если дополнительно придать ей возможность менять высоту, мы получим кроватку, в которой ребенок будет себя чувствовать так же комфортно, как и на руках у матери. Как об этом свидетельствует практика, при использовании такой колыбели дети вырастают более спокойными и внимательными. Кроме того, подобная конструкция поддерживает развитие такого важного чувства, как равновесие. Хотя, надо заметить, что изначально ребенок рождается с хорошо развитым вестибулярным аппаратом, т.к. до рождения постоянно пребывает в утробе матери в подвешенном состоянии. Когда же он появляется на свет, то попадает в «статический мир», от чего может испытывать дискомфорт. Таким образом, люлька, лишая его повода к беспокойству, тем самым экономит его силы для плодотворного развития. Конечно, нужно предварительно позаботиться и о безопасности малыша, чтобы он не чувствовал себя в такой кроватке как «прыгун на батуте». Детей в люльке можно держать до 3-4 месяцев. Позже из-за того, что дети становятся очень подвижными, такая кроватка может быть для них опасна.

Хорошо влияет на маленьких детей музыка: воздействуя на клеточном уровне, она повышает активность ферментов, поэтому особенно полезны сеансы музыкотерапии детям, перенесшим кислородное голодание. Однако полезна не всякая музыка. Специалисты сходятся во мнении, что наиболее благотворное воздействие оказывает спокойная классическая музыка с хорошей гармонией звуков, без резкого повышения тонов. В первую очередь это Моцарт, Гайдн, а также спокойные композиции Вивальди и Чайковского. А вот рок-музыка из-за резких пульсирующих звуков вредна малышу. При этом любая музыка не должна быть громкой, и, конечно же, совершенно недопустимо давать ребенку слушать ее через наушники. Дети очень хорошо чувствуют музыку: многие люди стали известными музыкантами и композиторами в основном благодаря тому, что (как сами они признаются) они слушали ее с рождения. Хорошее воздействие на развитие ребенка оказывает и мелодичное пение – это могут быть народные песни, колыбельные.

Важную роль в раннем развитии играет и общение с ребенком. Не надо уповать на то, что нанятая Вами нянька сможет дать ребенку то, чего он ждет. Синдром брошеного, покинутого ребенка лучше всего проявляется у детей в детдоме. По большей части у них отсутствует чувство доверия и безопасности к окружающему миру (достаточно заглянуть в их несчастные колючие глаза, чтобы понять это). И происходит это не только из-за того, что количество воспитателей там слишком мало. Просто в первые недели жизни ребенок должен, прежде всего, понять, что у него есть своя территория, где он находится в безопасности. И пока он мал, для него такой территорией является родной дом и родной человек рядом. А безопасность, согласно А. Маслоу, – это первая наиважнейшая потребность, которая должна быть удовлетворена. Если этого не происходит, то и дальнейшее развитие становится весьма затруднительным.

Говорите с ребенком, рассказывайте ему сказки (и не важно, что пока он их не поймет): этим Вы стимулируете активизацию его речевых центров. Чем раньше это произойдет, тем лучше Ваш ребенок будет в дальнейшем воспринимать информацию и, следовательно, тем успешнее он будет учиться.

Любите, но не слишком опекайте Вашего ребенка. Только Ваша искренняя любовь даст ему чувство защищенности, которая в дальнейшем перерастет в уверенность в своих силах и поможет ему реализовать себя в жизни.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий